- Что такое разрешение экрана?
- Что такое пиксель?
- Параметры разрешения экрана
- Разные размеры экрана, одинаковое разрешение
- Что означает более высокое разрешение?
- Какие варианты разрешения существуют?
- Почему ввели такой параметр
- В соотношение 4:3, 5:4 и 3:2
- Соотношение сторон 16:9
- Соотношение сторон 21:9
- Список разрешений экранов, соотношение сторон и буквенные обозначения
Что такое разрешение экрана?
Начнем с того, что собой представляет изображение, которое мы видим на мониторе. Любая картинка собирается из особенных точек – пикселей. Чтобы как-то понять, о чем речь, проведем аналогию с вышиванием. Из однообразных крестиков разного цвета в итоге получается какая-то картина или узор. Так и здесь, пиксели – это крестики на вышивке, только они гораздо меньше и плотно прижаты друг к другу, потому нет ощущения, что изображение состоит из отдельных точек, а выглядит целым. Кроме того, они способны принимать разный окрас, необходимый по ситуации. Благодаря этому мы смотрим фильмы, картинки, переключаем разные окна и моментально видим на мониторе соответствующие изменения.
Что такое пиксель?
Изображение на экране монитора формируется из отдельных точек — пикселей (от англ. picture element — элемент изображения. Пиксель является минимальным элементом отображения графической информации на экране любого устройства. Он имеет форму квадрата. Обычно состоит из трех субпикселей — синего, красного и зеленого цветов. При комбинировании, изменении яркости и прозрачности пикселей, получается вся гамма цветов, которую мы видим.
Пиксели, объединенные вместе, образуют матрицу монитора. От ее типа зависит качество изображения и цветопередача.
Современный монитор компьютера или ноутбука, дисплей телефона имеет миллионы пикселей для качественного отображения графики и анимации.
Пиксели и разрешение напрямую связаны между собой. Чем больше разрешение, тем больше число пикселей на экране монитора.
Для примера возьмем монитор с разрешением Ultra HD 4K 3840 × 2160. Это означает, что экран имеет в ширину 3840 пикселей, а в высоту 2160 пикселей. Перемножением этих двух чисел мы получаем, что на экране размещается 8 294 400 пикселей. Это почти в четыре раза больше, чем у монитора с разрешением 1920×1080 пикселей.
Пиксели также обновляются определенное количество раз в секунду в соответствии с частотой обновления дисплея. Чем выше частота обновления и разрешение дисплея, тем более мощное компьютерное оборудование вам понадобится для вывода графической информации без тормозов.
Так же есть такое понятие, как пространственное разрешение монитора. Это количество пикселей, из которых складывается изображение на его экране. Оно определяется как произведение количества строк изображения на количество точек в строке.
У многих возникнет вопрос, как может быть такое, что на телефоне разрешение больше чем на мониторе, который по своему размеру многократно больше?
Здесь включается такой параметр, как плотность пикселей на дюйм или сокращенно PPI.
Параметры разрешения экрана
Основными параметрами разрешения монитора считаются высота и ширина. Так, если зайти в панель управления на своем компьютере и перейти в раздел настроек экрана, можно выйти на вот такое окно (конкретно это окно — для пользователей операционной системы Windows 7), которое вы выдите на фото ниже.
В данном случае монитор имеет установленное максимальное разрешение 1366 х 768 пикселей. Что это значит? Это значит, что по ширине от левой до правой сторон монитора размещено 1366 пикселей, а сверху до низа — 768. Это оптимальное разрешение экрана монитора, приведенного в качестве примера, при котором информация с экрана будет передаваться максимально четко и удобно для человека с обычным, нормальным зрением.
Также видим, что монитору можно задать и другое, меньшее разрешение. Уменьшая, например, значение ширины до 1024 пикселей, изображения можно сделать более растянутыми. То есть фактически физическое количество пикселей, определяющее разрешение экрана монитора, не меняется, оно остается прежним, но отображение изображений будет такое, каким бы было при ином расширении.
Разные размеры экрана, одинаковое разрешение
Теперь все становится немного сложнее. Экраны разных размеров могут иметь одинаковое разрешение экрана. С годами цена на мониторы резко упала, поэтому может возникнуть соблазн купить самый большой экран, который вы можете себе позволить.
Но размер не единственное соображение. У вас может быть ноутбук с 15-дюймовым экраном и разрешением 1366 x 786. У вас также может быть 21-дюймовый монитор на столе с тем же разрешением 1366 x 786.
В этом примере, хотя монитор на вашем столе больше, на самом деле вы не сможете разместить на нем ничего лишнего. Общее количество пикселей одинаково.
Это означает, что выбор правильного экрана означает, что вы должны принять во внимание как размер экрана, так и его разрешение.
Что означает более высокое разрешение?
Если вы сравниваете два экрана одинакового размера, но с разным разрешением, то экран с более высоким разрешением (то есть с большим количеством пикселей) сможет показать вам больше информации, поэтому вам не придется много раз прокручивать экран.
Поскольку этот экран имеет больше пикселей, изображение будет более четким. Однако более высокое разрешение также означает, что элементы на экране, такие как значки и текст, будут выглядеть меньше.
Сейчас в продаже есть множество вариантов мониторов с самыми разными разрешениями экрана, чем когда-либо. Теперь можно купить мониторы высокой четкости (1 366 x 768), полной высокой четкости (1 920 x 1 080), широкоэкранного графического массива со сверхвысоким разрешением (1 920 x 1 200) и даже мониторы сверхвысокой четкости (3 840 x 2160), также известные как 4K.
Какие варианты разрешения существуют?
Сегодня вариантов немало. Каждый найдет формат, который полностью будет соответствовать его пожеланиям.
Full HD. 1920×1080 — подойдет для простых игр, работы за ПК, просмотра фильмов. А также может пригодиться, если вы выполняете несложную обработку снимков, видеороликов.
Характерно для мониторов с диагональю 24–27 дюймов, а также матрицей IPS. Некоторые геймеры предпочитают это разрешение, поскольку могут накрутить FPS без профессионального графического адаптера.
UFHD. 2560×1080 — подходит для мониторов размером от 29 до 34 дюймов. Считается геймерским вариантом, генерирует яркую картинку. Однако требует соответствующей мощности ПК.
WQHD или 2К. 2560×1440 — используется для обработки снимков, игр, просмотра фильмов. Высоко ценится из-за четкой картинки, а также шанса получить высокий FPS. Часто идет в комплекте с матрицей TN+Film. Радует стабильной картинкой, хорошими углами обзора, а также высоким контрастом.
4К. 3840×2160 — тот самый дисплей, на котором можно рассмотреть малейшие детали. Рекомендуем для игр, обработки фото, создания иллюстраций. Сейчас считается самым перспективным.
5К. 5120×2160 — премиальный сегмент, который демонстрирует потенциал на мониторах от 27 дюймов. Предназначен для профессионалов.
Почему ввели такой параметр
Разрешением называют размеры изображения на дисплее в пикселях, а точнее соотношение ширины к длине. Величина не является эталонной, в отличие от стандартных единиц измерения, таких как дюйм (детальнее про физические размеры мониторов читайте здесь).
Обычно чем плотнее расположены пиксели на матрице, тем более картинка похожа на объект из реального мира (или же более правдоподобно выглядит смоделированный объект).
Величина, отображающая количество пикселей на дюйм, называется PPI (pixels per inch). Впрочем, по поводу того, что такое разрешение, есть более детальная инструкция на моем блоге, в которой все рассказано.
А вопрос, собственно, вот в чем: почему ввели такое понятие и когда это произошло? Первые ЭВМ, которые еще были ламповыми, обходились вообще без мониторов – там в качестве устройства вывода информации использовались лампочки, которые моргали по-всякому, а разобрать эти послания могли только специально обученные инженеры.
Первые мониторы вообще проектировались для каждой электронно-вычислительной машины чуть ли не отдельно в каждом конкретном случае.
Необходимость в стандартизации возникла, когда компьютеры, сменившие ЭВМ, стали еще если не массовым явлением, но уже прописались в самых обеспеченных американских семьях. Появилось несколько производителей как компьютеров, так и мониторов.
При этом продукция разных брендов уже отличалась друг от друга, в том числе и разным числом отображаемых пикселей.
Сегодня же мы имеем уже несколько десятков разрешений, каждое из которых является стандартным. Давайте рассмотрим, с чем может столкнуться пользователь при выборе монитора и какое подойдет ему больше.
В соотношение 4:3, 5:4 и 3:2
Это те самые первые «пузатые» ЭЛТ-мониторы, которые появились первыми. Со временем они утратили свое «пузо», то есть экраны стали плоскими, а еще позже стали выпускаться жидкокристаллические модели.
В эпоху широкоформатных мониторов они еще кое-где используются: например, выпускаются бюджетные дисплеи Acer или LG, заточенные под производственные задачи. Речь даже не о рабочих компьютерах, а, например, о станках с ЧПУ.
Разрешения 640×480 и 800×600 вполне достаточно для того, чтобы внести требуемые коррективы в написанную инженером программу.
Кроме того, «квадратными» экранами традиционно оснащаются банкоматы и платежные терминалы. Тут тело скорее уже не в юзабилити, а в маркетинге: при таком же общем количестве пикселей, квадратный экран кажется больше.
А его задача – не только помочь пользователю выполнить необходимые действия, но и привлечь к себе внимание.
Соотношение сторон 16:9
Соотношение сторон 16:9, также известное как «широкоэкранное», является международным стандартом для всего, что связано с высоким разрешением. Поскольку его популярность превысила 4:3, 16:9 теперь можно найти на DVD, телевизорах, в кинотеатрах и видеоиграх.
Соотношение сторон 21:9
Соотношение сторон двадцать один на девять – это маркетинговый термин, используемый для описания 64:27. Как логичный следующий шаг от 16:9, действующий международный стандарт 21:9 еще не полностью проник на рынок. До настоящего времени его использование было ограничено сверхширокими компьютерными мониторами и телевизорами, а также кинематографическими широкоэкранными проекторами.
Список разрешений экранов, соотношение сторон и буквенные обозначения
QVGA | 320×240 (4:3) | 76,8 кпикс |
SIF(MPEG1 SIF) | 352×240 (22:15) | 84,48 кпикс |
CIF(MPEG1 VideoCD) | 352×288 (11:9) | 101,37 кпикс |
WQVGA | 400×240 (5:3) | 96 кпикс |
[MPEG2 SV-CD] | 480×576 (5:6 — 12:10) | 276,48 кпикс |
HVGA | 640×240 (8:3) или 320×480 (2:3) | 153,6 кпикс |
nHD | 640×360 (16:9) | 230,4 кпикс |
VGA | 640×480 (4:3 — 12:9) | 307,2 кпикс |
WVGA | 800×480 (5:3) | 384 кпикс |
SVGA | 800×600 (4:3) | 480 кпикс |
FWVGA | 854×480 (16:9) | 409,92 кпикс |
qHD | 960×540 (16:9) | 518,4 кпикс |
WSVGA | 1024×600 (128:75 — 15:9) | 614,4 кпикс |
XGA | 1024×768 (4:3) | 786,432 кпикс |
XGA+ | 1152×864 (4:3) | 995,3 кпикс |
WXVGA | 1200×600 (2:1) | 720 кпикс |
HDV 720p (HD ready) (720p) | 1280×720 (16:9) | 921,6 кпикс |
WXGA | 1280×768 (5:3) | 983,04 кпикс |
HD | 1366×768 (16:9) | 1,04 Мпикс |
SXGA | 1280×1024 (5:4) | 1,31 Мпикс |
16CIF | 1408×1152 (11:9) | 1,62 Мпикс |
WXGA+ | 1440×900 (8:5 — 16:10) | 1,296 Мпикс |
SXGA+ | 1400×1050 (4:3) | 1,47 Мпикс |
HDV 1080i (Анаморфный Full HD с неквадратным пикселем) | 1400×10800 (4:3) | 1,55 Мпикс |
XJXGA | 1536×960 (8:5 — 16:10) | 1,475 Мпикс |
WSXGA (x) | 1536×1024 (3:2) | 1,57 Мпикс |
WXGA++ | 1600×900 (16:9) | 1,44 Мпикс |
WSXGA | 1600×1024 (25:16) | 1,64 Мпикс |
UXGA | 1600×1200 (4:3) | 1,92 Мпикс |
WSXGA+ | 1680×1050 (16:10) | 1,76 Мпикс |
Full HD (FHD) | 1920×1080 (16:9) | 2,07 Мпикс |
WUXGA | 1920×1200 (8:5 — 16:10) | 2,3 Мпикс |
2K DCI (Cinema 2K) | 2048×1080 (19:10) | 2,2 Мпикс |
QWXGA | 2048×1152 (16:9) | 2,36 Мпикс |
QXGA | 2048×1536 (4:3) | 3,15 Мпикс |
UWHD | 2560×1080 (64:27 (21:9)) | 2,76 Мпикс |
WQXGA (WQHD) (QHD) | 2560×1440 (16:9) | 3,68 Мпикс |
WQXGA | 2560×1600 (8:5 — 16:10) | 4,09 Мпикс |
QSXGA | 2560×2048 (5:4) | 5,24 Мпикс |
WQXGA+ | 3200×1800 (16:9) | 5,76 Мпикс |
WQSXGA | 3200×2048 (25:16) | 6,55 Мпикс |
QUXGA | 3200×2400 (4:3) | 7,68 Мпикс |
Ultra WQHD | 3440×1440 (43:18) | 4,95 Мпикс |
WQUXGA | 3840×2400 (8:5 — 16:10) | 9,2 Мпикс |
4K Ultra HD 1 (4K UHD-1) | 3840×2160 (16:9) | 8,2 Мпикс |
4K DCI (Cinema 4K) | 4096×2160 (19:10) | 8,8 Мпикс |
5K / UHD + | 5120×2880 (16:9) | 14,7 Мпикс |
HSXGA | 5120×4096 (5:4) | 20,97 Мпикс |
WHSXGA | 6400×4096 (25:16) | 26,2 Мпикс |
HUXGA | 6400×4800 (4:3) | 30,72 Мпикс |
8K Ultra HD 2 (8K UHD-2) | 7680×4320 (16:9) | 33,17 Мпикс |
WHUXGA | 7680×4800 (8:5, 16:10) | 36,86 Мпикс |
10K | 10240×5760 (16:9) | 58,98 Мпикс |
12K | 11520×6480 (16:9) | 74,64 Мпикс |
- https://FB.ru/article/201730/razresheniya-ekranov-monitorov-optimalnoe-razreshenie-ekrana-monitora
- https://FIXX.one/peripheral-device/monitors-and-tvs/what-is-screen-resolution
- https://wire-phones.ru/razresheniya-ekrana-tablica/
- https://www.foroffice.ru/articles/186625/
- https://infotechnica.ru/vse-chto-podklyuchaetsya-k-kompyuteru/o-monitorah/vse-standartnyie-razresheniya/
- https://r-band.ru/poleznosti/chto-takoe-razreshenie
- https://winnote.ru/main/604-spisok-razresheniy-ekrana-i-sootnoshenie-storon.html