- Для чего монитор?
- Диагональ
- Разрешение и его зависимость от размера
- Частота экрана
- Технология матрицы
- Время отклика
- Угол обзора изображения
- Яркость
- Контрастность
- Соотношение сторон — 16:9, 21:9 или 32:9
- Интерфейсы подключения
- Зачем нужен изогнутый экран
- Как выбрать хороший монитор: вторичные характеристики
- Покрытие дисплея
- Разъемы
- Безопасность современных мониторов
Для чего монитор?
Это первый вопрос, на который нужно ответить!
Понятно, что, если вам он будет нужен 10-15 мин. в день (для проверки почты, например) — можно купить любой, и не заморачиваться… Другое дело, если собираетесь за ним сидеть часами (а ведь от этого будет зависеть и качество работы, и наше самочувствие!).
*
Если брать в целом (без узко-спец. моментов), то чаще всего задачи бывают следующими:
- офисная работа с документами (текстовые док. Word, таблицы в Excel, подготовка презентаций, отправка почты, чтение книг и др. работа с текстом);
- игры, фильмы (понятно, что любители игр могут засесть и за каким-нибудь документом, но речь идет об основном времяпровождении);
- обработка фото, видео (где важно видеть и чувствовать все оттенки цветов ).
Под какую задачу покупается монитор — игры, офис, или работа с графикой
Теперь попробую кратко разобрать основные характеристики, которые приведены на изображении выше.
*
Диагональ
Диагональ монитора выбирается исходя из нужд и возможностей установки, это если не учитывать цену.
- 19-22 дюймов. Бюджетная категория мониторов, которые наиболее редко приобретают для домашнего использования. Тем более, что в последнее время такие диагонали для уменьшения их стоимости еще снабжают дешевыми матрицами, что вообще не рекомендуется для постоянного использования;
- 24 дюйма. Самый популярный вариант мониторов. Зачастую имеют разрешение 1920х1080. По матрицам тут распространены IPS и VA;
- 27-32 дюймов. Модели все чаще выбираемые пользователями в 2022 году для игр и просмотра фильмов. Из этих вариантов диагональ 32 дюйма — идеальна для разрешения 4К. Такие мониторы уже используют для частых игр, редактирования фотографий и работы. Эти диагонали уже не малы для использования, но все еще не велики для стандартного компьютерного стола.
- 34-42 дюймов. Это диагонали, которые повсеместно берут для работы или просмотра контента в разрешении 4К. Тут и работа дизайнеров и создателей вебсайтов, фотошоперов и редакторов видео. Данные мониторы уже можно считать рабочим вариантом, и даже работать в режиме двух экранов в одном. Эти модели хороши в изогнутых вариантах, их выбирают для более глубоко погружения в игру или контент.
- 43 -49 дюймов. Исключительно рабочие варианты, совмещающий в себе вариант использования вместо двух совмещенных дисплеев. Нужны тем, кому нужно охватывать взглядом сразу много информации. Такие еще любят ставить на стендах видеонаблюдения.
Разрешение и его зависимость от размера
Разрешение измеряется в количестве пикселей по горизонтали и вертикали. Например, достаточно распространённый сейчас Full HD подразумевает разрешение в 1920×1080 пикселей. Для разных размеров мониторов будут оптимальными определённые разрешения. Например, высокое число точек при небольшой диагонали сделает элементы интерфейса слишком мелкими, а на больших дисплеях при недостаточном разрешении картинка будет зернистой.
- Full HD — 1920×1080 пикселей. Такое разрешение идеально подходит для мониторов с диагональю 21,5–24 дюйма. Будет достаточным и для 27-дюймовых дисплеев, но для таких лучше подойдёт вариант Full HD+ — 2560×1440 пикселей.
- 4K — к таким относят мониторы с разрешением 3840×2160 или 4096×3072 пикселей. Такое разрешение будет неуместно на дисплеях с диагональю меньше 27 дюймов, но при достойных размерах экрана картинка станет плотной и качественной.
- 5K — премиальный сегмент с разрешением 5120×2160 пикселей. Минимальная диагональ для таких показателей — 27 дюймов. Хотя, лучше выбрать монитор побольше. Таких девайсов сейчас немного и предназначены они для профессионалов.
Частота экрана
Это характеристика, рассчитывающаяся из количества кадров в секунду. Чем эта характеристика больше, тем изображение более плавное.
- 60-75Гц. Самая часто встречающаяся частота в мониторах. Этакий базис для выбора. Хватает для большинства задач.
- 100 -120Гц. Частота для активных игр, просмотра блокбастеров и плавного изображения. Характерна для больших диагоналей. Все больше пользователей в 2022 году выбирают данную частоту экрана.
- 144Гц. Частота, которая является излюбленной у геймеров. Считается, что рассчитывать на победу в онлайн шутерах и симуляторах стоит только владельцам подобных мониторов.
- 180 — 240Гц. Мониторы для кибеспортсменов и любителей максимально крутых сборок ПК.
Технология матрицы
Матрицей называется именно «рабочая» поверхность монитора. Она отвечает за качество изображения, цветопередачу и другие параметры. Существует три основных типа матриц, отличающихся своими достоинствами и недостатками.
Монитор с IPS-матрицей Dell U2412Mb | Bigl
- TN — довольно старая, но все ещё актуальная разработка. У таких мониторов высокая скорость отклика, что важно для игр, невысокая цена и приличная яркость. В то же время, невысокие контрастность, цветопередача и небольшие углы обзора.
- IPS — девайсы с такой матрицей обладают высоким по всем параметрам качеством изображения и хорошими углами обзора. При этом скорость отклика у таких мониторов не самая высокая, да и стоят они уже заметно дороже.
- MVA — основной конкурент IPS. Обладает теми же углами обзора, но превосходит технологию по времени отклика при меньшей цене. Правда, качество изображения обычно все же немного уступает по яркости и контрастности.
- PLS — альтернативный вариант IPS от компании Samsung. Он отличается превосходной плотностью пикселей и широким набором оттенков. Обычные пользователи на это вряд ли обратят внимание, но профессионалы точно оценят.
Время отклика
Данный параметр — не основной, и скорее всего не пригодится офисным работникам или непритязательным людям для работы в сети. Остальным же пользователям, которые хотят выбрать идеальный со всех сторон монитор, мы советуем обратить внимание и на время отклика.
От этой характеристики зависит скорость воспроизведения картинки: чем меньше отклик, тем быстрее появится изображение и более плавно сменится картинка. При высоких показателях изображение может искажается. Измерения этого параметра происходят в миллисекундах (мс). Стандартным считается 3-4 мс. Но если вы часто играете в динамичные игры, выбирайте экран с откликом до 2 мс. Благодаря этому, вы сможете насладиться мгновенной сменой действия на экране.
Угол обзора изображения
Особенно этот параметр актуален, если в монитор будут смотреть одновременно несколько человек, например при семейном просмотре кинофильмов.
При плохом угле обзора изображение будет передаваться четко только в том случае, если смотреть прямо в монитор, а вот при просмотре сбоку – исказится и станет нечитаемым.
Различают вертикальные и горизонтальные углы обзора. При выборе мониторов важнее именно вертикальный угол.
Яркость
Давайте разберемся, как подобрать монитор для компьютера с учетом освещения в комнате. Для этого нужно знать яркость модели или минимальный уровень белого, который она способна отразить. Чем светлее помещение, тем больше нужно яркости. Иначе картинка на мониторе будет плохо видна в естественном или искусственном освещении.
Если стол располагается напротив окна или помещение отлично освещается, а вам предстоит обрабатывать снимки и видео, лучше выбирать показатели яркости повыше.
- меньше 250 кд/кв. м — модели с низкой яркостью не подходят геймерам. Однако хорошо справляются со своими задачами, когда требуется работать с документами в помещениях с неярким освещением;
- 250–350 кд/кв. м — стандартный показатель яркости, которого достаточно для применения в закрытых помещениях. Если в комнате мало света, в частности, солнечного, хватит и 250 единиц;
- 400–600 кд/кв. м — экраны, которые претендуют на начальный уровень HDR. Однако популярностью особой не пользуются;
- 1000 кд/кв. м и выше — оптимальный показатель для разработки HDR-контента. Такой уровень характерен для передовых разработок с Mini-LED подсветкой, которые стоят как подержанная иномарка. Однако рядовому пользователю или офисным сотрудникам такая модель просто не нужна.
Для справки! Яркость измеряется в канделах. Подбирать ее нужно исходя из освещения, при котором вы будете работать, а также типа решаемых задач.
Контрастность
Не существует однозначного ответа на вопрос, какой лучше монитор для компьютера. У техники большое количество характеристик, каждая из которых влияет на конечный результат. Например, контрастность показывает взаимоотношение наиболее ярких и темных точек экрана. Чем выше показатель, тем реалистичнее будет выглядеть черный цвет. То же касается белого тона и всевозможных полутонов.
- до 1:600 — низкая контрастность, которой достаточно для обычного пользователя и работы в офисе. Главное, чтобы освещение в помещении было качественным, иначе картинка получится тусклой;
- до 1:1000 — сделает комфортной не только работу с документами и файлами, но и просмотр фильмов в домашних условиях, простейшую обработку видео, снимков;
- от 1:1000 — высокий уровень контрастности, при котором профессиональные дизайнеры, фотографы, видеомонтажеры могут справляться со своими сложными задачами на отлично. Картинка будет выглядеть естественно при любом освещении. Подойдет геймерам.
Соотношение сторон — 16:9, 21:9 или 32:9
Соотношение сторон — показатель, отражающий соотношение ширины и высоты дисплея. Самых популярных варианта — три:
- — Мониторы 16:9 — универсальные и самые распространенные. Именно в таком формате верстают сайты, создают интерфейс компьютерных программ и снимают видеоконтент. Для большинства игр он тоже подходит.
- — Мониторы 21:9, или ultrawide, — дают больше рабочего пространства. Их выбирают программисты, видеографы, дизайнеры и другие специалисты, которые работают в многоэкранном режиме.
- — Мониторы 32:9 — игровые мониторы. За счет больших размеров и изогнутого экрана дают максимальный эффект погружения.
Интерфейсы подключения
Выбирать игровой монитор по доступным интерфейсам подключения вы вряд ли станете, но мы не могли пройти мимо этой колонки в технических характеристиках. На данный момент все быстрые мониторы обязаны быть оснащены современными портами DisplayPort и HDMI. С DVI-D и, тем более, D-Sub они давно распрощались.
Для DP минимумом выступает версия 1.2 с поддержкой высокой частоты развертки на разрешениях от Full HD до UWQHD и работы технологий адаптивной синхронизации. Именно DP является основным интерфейсом для игровых моделей. Выжать стабильный максимум по частоте развертки из современных мониторов способны видеокарты начиная с Nvidia GTX 960 и AMD Radeon RX 380. Более ранние решения будут вводить ограничения на уровне примерно 160-180 Гц для Full HD и 120 Гц для WQHD.
Последняя из представленных версий DP 1.4 актуальна исключительно для высокоскоростных UHD 4K-моделей с частотой 120-144 Гц и полноценной поддержкой HDR благодаря многозонной системе подсветки. Для моделей попроще DP 1.4 не обеспечит никаких преимуществ перед остающимся наиболее популярным DP 1.2/1.2a.
Интерфейс HDMI в большинстве случаев устанавливается производителями для подключения игровых приставок и сторонних плееров. Его версии 1.4/1.4b хватит только для средних по скорости Full HD-решений (не выше 144 Гц), а HDMI 2.0 внесет ограничения в виде максимальных 144 Гц для WQHD и 100 Гц для UWQHD. Вместе с HDMI возможна работа только технологии адаптивной синхронизации AMD FreeSync. Для Nvidia G-Sync в обязательном порядке необходим DisplayPort 1.2 и выше.
Один из наиболее современных вариантов подключения — USB Type-C — начинает появляться все в большем количестве новинок, однако его следует воспринимать лишь как приятное дополнение. Его способности довольно сильно ограничены, так что производители рассчитывают на 60-75 Гц, без поддержки какой-либо технологии адаптивной синхронизации.
Зачем нужен изогнутый экран
Изогнутые мониторы Samsung позволяют получить максимальный эффект погружения в играх и при просмотре фильмов. Степень кривизны экрана варьируется от 1000R у сильно закругленных моделей до 3800R, когда изгиб практически незаметен. Универсальный показатель кривизны — 1500–1900R. Однако закругленные мониторы не подходят для некоторых задач, где важна точность передачи геометрии изображения, — например, в архитектурном проектировании, трехмерном моделировании и дизайне интерьеров.
Как выбрать хороший монитор: вторичные характеристики
Это не самые важные особенности, но, если с основными вы уже определились, обратите внимание и на них.
Покрытие дисплея
Для современных мониторов производители используют два вида покрытий:
Глянцевое. Его несомненным плюсом считается яркая и сочная картинка, однако при попадании прямого света видимость изображения сильно портится. Такой недостаток вызывает дискомфорт у пользователей при работе в хорошо освещенных офисных помещениях.
Матовое, наоборот, не может похвастаться насыщенностью картинки. Зато позволит комфортно работать даже при прямом попадании света на экран монитора: лучи рассеиваются на покрытии, не создавая световых пятен.
Следует заранее определить расположение ПК и монитора, и выбирать покрытие, исходя из расположения экрана.
Разъемы
При покупке, рекомендуется обратить внимание на разъемы в оборудовании. Всего их бывает несколько:
- VGA (D-SUB) — устаревший для современных видеокарт разъем, совместим исключительно с образцами прошлых годов.
- DVI (DVI-I, DVI-D) — преемник D-SUB, включен практически во все современные мониторы. Качественно и быстро передает сигнал, тем самым обеспечивая увеличение максимального разрешения.
- HDMI — обладает большей, в сравнении с DVI, пропускной способностью. Поддерживает все разрешения до 4К. Может передавать сразу и аудио-, и видеосигналы, благодаря чему может применяться для соединения не только с системником, но и прочей мультимедиа аппаратурой.
- DisplayPort — самый современный и эффективный на данный момент разъем. Аналогично порту HDMI передает видео и аудиосигналы через специализированный порт. Обладает значительно большей пропускной способностью.
При выборе нужного разъема, не забывайте, что DisplayPort и HDMI работают только с актуальными видеокартами. Если у вас старый компьютер, скорее всего, придется подключаться по DVI.
Безопасность современных мониторов
Современные мониторы довольно-таки безопасны, так как в них нет пугающего многих рентгеновского излучения и тому подобных страшилок CRT-мониторов из прошлого, но стоит помнить, что повышенная яркость вызывает усталость глаз и после нескольких часов работы может появиться легкая резь в глазах. Слишком низкая яркость также напрягает зрение, так как необходимо всматриваться, к тому же в таком режиме подсветка большинства недорогих LED-мониторов начинает значительно мерцать — для сознания почти незаметно, но у многих людей может вызывать дополнительную усталость глаз, так как зрачку приходится пытаться успеть подстроиться под изменение яркости всей поверхности матрицы монитора.
На фото выше — известный «карандашный тест монитора» (необходимо быстро провести карандашом или похожим предметом перед экраном). Если Вы увидите карандаш не размазанным, а как бы кадрами, то необходимо немного повысить яркость, чтобы снизить нагрузку на зрение, но все же лучше покупать мониторы с подсветкой Flicker-Free, у которых мерцание отсутствует при любом значении яркости.
Для большинства мониторов оптимальным значением яркости является 50-70%, так как изображение уже достаточно яркое, чтобы не всматриваться, но при этом возможное мерцание слабо выражено, чтобы не утомлять зрение. Покупать мониторы с максимальной яркостью матрицы 200 кд/кв.м и меньше настоятельно не рекомендуется, так как при хорошем внешнем освещении изображение будет слишком блеклым.
- https://ocomp.info/kak-vyibrat-monitor.html
- https://www.ixbt.com/live/3dv/kak-vybrat-monitor-na-chto-obratit-vnimanie-pri-pokupke.html
- https://trashbox.ru/link/how-to-choose-monitor
- https://ichip.ru/sovety/pokupka/kak-vybrat-monitor-dlya-kompyutera-i-naslazhdatsya-kartinkoy-528602
- https://TEA.ru/article/kak-vybrat-optimalnyy-monitor-bez-pereplaty-za-lishnie-funktsii-i-komu-stoit-potratitsya-na-shirokoformatnyy-variant/
- https://www.foroffice.ru/articles/185572/
- https://www.samsung.com/ru/explore/life-hacks/how-to-choose-a-computer-monitor/
- https://www.ixbt.com/3dv/how-to-choose-gaming-monitor.html
- https://www.dxdigitals.info/2014/08/vibor-monitora.html